Лети-лети, дрон, возвращайся... Как получить разрешение для коптера?
Жили-были владельцы беспилотников, и были у них квадрокоптеры, которые взмывали в небо где хотели в любое время дня и ночи. «Что вы несёте?!» – тут же воскликнет читатель и будет абсолютно прав! Потому что такое, действительно, теперь может только сниться операторам коптеров страны.
С осени прошлого года жизнь перестала быть сладкой для всех, кто обожает наснимать красот с высоты птичьего полёта. Летали, знаем, поверьте. А пока по порядку.
Во-первых, по новым правилам регистрации беспилотных летательных аппаратов, то есть БПЛА, каждый владелец такового должен поставить свою птичку на учёт. Нет, на свой страх и риск вы, конечно, можете воспарить над любым из объектов, но не дорогое ли это будет для вас удовольствие?
Физическое лицо за несанкционированные перемещения в воздухе заплатит рублём в размере до 50 000, компании, безусловно, понесут траты, куда больше. Там цифры уже до 500 000. Иными словами, мы бы вам не советовали. Так что имеется у вас БПЛА весом от 250 г до 30 кг – надо регистрировать.
Своё заявление о регистрации квадрокоптера можно отправить в Росавиацию почтой, ну или лично принести его в Федеральный орган исполнительной власти. В документе должны быть все данные вашего БПЛА, производитель и ваши контакты, как владельца.
Да, и не забудьте, что должен быть прикреплён снимок вашего устройства. Список необходимых документов вы всегда можете найти на сайте Росавиации. После всей этой процедуры вашему дрону присвоят номер. Полученные регистрационные цифры должны быть в дальнейшем размещены на беспилотнике.
Страшно? Спокойно. Это только начало. И, кстати, обещают, что в марте волокиты с подачей первичных бумажек станет меньше, так как появится специальная онлайн-площадка.
Пока же, если говорить о сухих цифрах, по состоянию на октябрь 2019-го года было подано 3 197 заявлений, 1 562 беспилотника были поставлены на учёт, 31 документ отклонён из-за невыполненных требований. Что с остальными заявками? Не спрашивайте! У нас нет на это ответа.
Зато у нас есть наш опыт. Конечно, из-за того, что новым правилам без году… Ну, вы поняли… Вокруг процесса съёмок, которые проходили у нашей команды, было столько нюансов, что казалось, они не закончатся никогда в жизни.
Мы уже отлетали, а нам ещё несколько дней после этого звонили, то из одного, то из другого ведомства. Спрашивали, куда нам направить очередной ответ, в котором они сообщают, что «с коптерами вообще не к ним». А всё потому, что нас отправляли из инстанции в инстанцию. В разрешениях многих из них, как выяснилось, мы не нуждались. Собственно, нам было уже до лампочки – мы-то уже отлетали.
Так вот… Предположим, что через пару месяцев в некоем городе N у вас намечается съёмка. Ни при каких обстоятельствах не откладывайте ничего на потом! У вас точно уйдёт месяц на решение всех вопросов. Вам же известен город, в котором вы наметили проект? Вот и отправляйте свой первый запрос в мэрию города N на имя, разумеется, мэра. Найдите их сайт, там почту и телефон приёмной.
В запросе укажите, кто вы, с какой целью и где будете поднимать беспилотник, то есть в рамках какого проекта, над какими объектами, во сколько по Москве, и кто им будет управлять. Не ждите, что двери откроются сразу и ответ прилетит вам мгновенно, по взмаху волшебной палочки.
Чтобы ускорить процесс, узнайте присвоенный вашему письму входящий номер, кому отписан в исполнение ваш документ и начинайте ему звонить. Человек по ту сторону телефона, если, конечно, вам повезёт, поможет с остальным списком структур, но сильно на это не надейтесь.
Процедуры толком пока большинство не знает. Многие из тех, кто встретится на вашем пути к полёту мечты, будут отправлять вас друг к другу. Просто потому, что им покажется, что разрешение какой-то из вспомнившихся им структур, вам тоже необходимо. Выше мы уже говорили об этом. Мы, например, запросили разрешение у управляющего директора одного из аэропортов, но это, как оказалось совсем не к нему.
А время идёт… Съёмка всё ближе. Хотите верьте, хотите нет, а у нас было 17 папок, отведённых для всех, кому что-то отправлялось (в каждой из них ещё по столько же).
Но это лирика... которая для полётов коптеров постепенно превращается в драму. Итак, допустим вы получили разрешение от мэрии города N. Просите, чтобы вам его сразу прислали. С ним вам нужно в Департамент транспорта города N. Плюсом к нему заявление на имя самого руководителя департамента. В нём, будет «описана вся ваша боль» и проектные необходимости (см. выше).
Если в мэрии города N уже сталкивались с процедурой, то, скорее всего, с вами сам напрямую свяжется специалист из Департамента транспорта, который и отдаст вам первое заветное разрешение. Но не выдыхайте. Жара только начинается. Вам в Федеральную службы охраны Российской Федерации.
Документы ФСО РФ принимает только из ваших рук, либо из рук курьера. Отправляйте курьера, прозванивайте в приёмную, спрашивайте, получили ли? Напоминайте о себе, потому что процесс будет долгим. Подготовьтесь морально и запаситесь терпением. Звонки, мольбы к звёздам и даже чистая карма не работают, потому что на всё есть свой регламент.
Он небыстрый. И точка. Примите как данность. Пока ждёте, не нойте, а идите за разрешениями дальше, их ещё много. Вам нужны документы от ФСБ РФ и согласование со службой движения аэропорта, который ближе всего находится к месту вашего взлёта.
А вот теперь начинается самое интересное. Допустим, вы получили все вышеперечисленные разрешения. С этим пакетом вам нужно будет двигаться в сторону Главного центра Единой системы организации воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД) за номером временного режима для проведения беспилотной съёмки.
Но! Не спешите… Сначала за точными координатами и любой помощью – в Зональный центр. А помогать эти люди будут вам много. Скорее всего к концу всех мучений вы даже захотите их лично расцеловать в благодарность. Звоните им лучше ночью, (да, они работают 24 часа, и это невероятный плюс). Так и говорите, что всё, что вы помните о координатах похоже на смутные картинки со школьных уроков по географии. Не бойтесь показаться глупыми. Таких, как вы, там ежедневно сотни.
Зато эти люди расскажут вам о том, что время, к которому вы привыкли на земле, совсем не такое, по которому живут все, кто попадает в воздушное пространство. Что координаты, которые показывает вам любой поисковик в интернете, не совпадают с теми, которые, в действительности использует пилот. И ещё сто тысяч разных «что», от которых ваши волосы скорее всего встанут дыбом. Надолго и крепко!
В заявке, которую будете отправлять в ГЦ ЕС ОрВД, не забудьте указать все градусы, широты и время, с которыми вам помогли добрые люди в Зональном центре. Прикрепите вложением все полученные разрешения и отправляйте всё это на почту ГЦ ЕС ОрВД. Там, если звёзды на вашей стороне, вам выдадут номер и в вашей голове зазвучат фанфары.
Но… Снова… фальстарт, потому что вам опять в Зональный. Все прошлые данные, которые вы подавали – лишь цветочки по сравнению с планом полёта, который вас ждёт. В нём появятся SHR, DOF, DEP и другие страшные аббревиатуры. Но… Пожалуй, это первое из всех «Но» нашей статьи, после которого вы можете хоть немного выдохнуть.
Как только вы встретите все эти буквы в одной из лично составленных вами бумаг, ваш долгий путь придёт к тому, что в Зональном центре будут решать разрешать вам взлёт или нет. Скорее всего, вы точно взлетите. Возможно, не с первого раза, потому что в любой момент может начать действовать более важный, открытый для кого-то воздушный режим или потому, что не будет позволять погода.
Вот с чем столкнулась наша команда. В день мы слышали по несколько раз, что даже со всем пакетом документов, верно составленным планом полёта и всеми сложностями, через которые мы прошли, нам снова и снова отказано в возможности поднять коптер. И тут второе прекрасное «Но» – уже через час можно звонить и запрашивать разрешение на взлёт снова. И так в течение всего указанного вами в документе периода. (Не переживайте, и это вам объяснят).
Взлетите. Взлетите, даже вблизи аэропорта, как летали мы. А вот сядете ли – вопрос остаётся открытым. Но история о том, как мы доставали коптер с дерева высотой в многоэтажный дом, уже не отсюда. И к ней мы, как говорится, обязательно вернёмся в следующей серии.