«Вы выиграли тендер! Но придётся заплатить». Как не попасться на удочку мошенников
Мошенники не первый раз пытаются завладеть нашими средствами, прикинувшись именитой компанией. Делимся опытом с вами, чтобы вы «не попали на деньги»: как меняется схема обмана, а что остаётся стабильным. Два раза, оба в сложные периоды, нас пытались развести от имени крупных бизнесов. Писали об этом здесь.
Коротко схема такова:
Получаем запрос на участие в тендере на видеопроизводство. Сумма в несколько миллионов рублей. Почему бы не попробовать, подаём заявку.
Нас объявляют победителями. Отлично! Готовимся отработать контракт.Запрашивают пакет документов. Конечно, сейчас всё соберём. Мы не раз участвовали в тендерах, опыт имеется. Но почему-то в списке есть документ, который выдаётся только за деньги… Некий сертификат независимой федеральной оценки.
Гуглим. Находим массу агентств, готовых такую бумагу предоставить. Цена вопроса 40000-45000 рублей. Что значит 40 тысяч в сравнении с многомиллионным контрактом. Но мы не раз выигрывали разные тендеры и никогда от нас не просили документов, за которые требуется заплатить. Оплата в НКО. Гуглим дальше и находим статью в VC, где такие же предприниматели как мы делятся опытом «участия в тендерах». В их запросе так же присутствовал "документ за 40 тысяч" . И под статьёй масса комментариев заплативших. После транзакции представитель именитой компании в каждом случае исчезал.
То есть смысл развода именно в этом. Создать агентство, предоставляющее ненужные услуги за деньги, и вызвать на них спрос. Хитро! Надо отметить, что в этот раз мошенники активизировались в начале года, когда у компаний традиционно мало заказов. Мы получили письмо якобы от крупного агрохолдинга. Всё то же самое: приглашение к тендеру, вы победили, пришлите документы, среди которых платный сертификат.
Что было в этот раз по-другому:
- Корпоративный стиль, вполне допустимый для закрытого запроса цен, но в подписи нет контактов – ни телефона, ни сайта. Только псевдодолжность.
- И если раньше домен почты был вольным, то в этот раз после «собачки» шло вполне корпоративное agro-h. Но, мы проверили. У реальной компании домен другой.
Остальное, представлено обычным образом: техническое задание, анкета и т.д. Ссылки на номер закупки в общедоступных источниках не было. По-хорошему она должна присутствовать. Но ведь запрос цен закрытый, потому и ссылки на открытые источники нет – сообщил нам голос из трубки...
Надеемся, что наш опыт поможет, если подобная ситуация возникнет в вашей работе) Будьте бдительны, друзья. Удачи!